|
|
|
Получая в ГАИ
новые регистрационные документы и номерные знаки на свежекупленный
автомобиль, каждый автовладелец на вопрос “К чему все это?” ответит без тени
сомнения: “Без документов и знаков никак нельзя… За это штрафуют!” Но вряд ли
скажет что-либо вразумительное, если задастся вопросом: “А почему,
собственно, перед продажей автомобиля документы и знаки необходимо сдавать?”
Разрешил сей
кроссворд Верховный суд Российской Федерации: намедни он установил, что
автовладельцы вовсе не обязаны… снимать машины с учета перед их продажей!
Рассматривая
частную жалобу, судьи положили на одну чашу весов Гражданский кодекс РФ, а на
другую — постановление Правительства России от 12 августа 1994 года №938 “О
государственной регистрации автомототранспортных средств…” и Правила
регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД. И
выяснили, что Гражданский кодекс уверенно перевешивает абзац 2 пункта 3
первого из указанных документов и пункт 3.1 второго документа, которые
обязывают собственника автомобиля снимать его с учета в МРЭО перед продажей.
Признав такое
требование органов ГИБДД противозаконным, суд установил, что оно не
соответствует нормам ГК, регулирующим основания возникновения и прекращения
права собственности. И, стало быть, исполнению не подлежит!
Столь важное
решение, впрочем, давно уже лежало на поверхности. Ведь и правда: регистрация
автомобиля в МРЭО — это лишь свидетельство того, что органами ГИБДД
автомобиль допущен к участию в дорожном движении. Именно поэтому собственник
или водитель автомобиля, не зарегистрированного в установленном законом
порядке и, стало быть, не имеющий права использовать автомобиль, за
управление им может быть оштрафован. Иначе говоря: есть обязанность — есть и
ответственность за ее неисполнение. Но нет никакой ответственности за
неисполнение обязанности по снятию с учета! Стало быть, если регистрация
автомобиля необходима его владельцу, то снятие с учета для последующей
продажи, мены или дарения надобно исключительно… ГАИ. И в таком случае
исключительно ГИБДД о нем должна позаботиться!
Механизм
совершения регистрационных действий с учетом сенсационного решения Верховного
суда России до конца пока неизвестен: в Постановление Правительства РФ №938,
Правила регистрации и Правила дорожного движения еще предстоит внести
соответствующие поправки. Однако уже можно предположить, что собственнику
автомобиля Иванову будет вполне достаточно заключить договор купли-продажи и
передать свое железное имущество новому владельцу — Петрову. Последний до
постановки автомобиля на учет сможет предъявлять сотрудникам ДПС
регистрационные документы на автомобиль, свидетельствующие, что вчера еще
автомобиль принадлежал Иванову, и договор купли-продажи, подтверждающий, что
отныне он принадлежит Петрову.
Органы МРЭО
по месту жительства Петрова, в которые он рано или поздно явится, дабы на
основании договора купли-продажи зарегистрировать автомобиль, у него отберут
документы Иванова, снимут регистрационные номерные знаки и выдадут новые. А
затем сами сообщат в МРЭО по месту жительства Иванова, что он от автомобиля
избавился и, стало быть, в картотеке с него эту обузу (в его, разумеется,
отсутствие) следует снять.
Оценить столь
прогрессивное решение суда на практике еще только предстоит. Но уже сейчас
ясно: поскольку граждан, снующих по МРЭО в попытке снять свой автомобиль с
учета, примерно половина от числа всех сюда входящих, Верховный суд принял деятельное
участие в значительном сокращении гаишных очередей. Ведь отныне в ГАИ по
месту учета автомобиля не будут толпиться те, кто машину продает.
“Самый
гуманный в мире”, таким образом, лишний раз показал, что сокращение очередей
в органах МРЭО возможно не за счет создания системы “одного окна”, “двух
дверей”, “трех коридоров” и перехода на изнурительный (на грани подвига!)
круглосуточный режим работы, а исключительно за счет сокращения числа
мелькающих в этих окнах ненужных бумажек и лишних обязанностей, возлагаемых
на замордованного нелепыми инструкциями автовладельца…
|